Заглянем играм под капот часть 2
Всем доброго дня.
В продолжении своей статьи о игровых движках, как и обещал, хочу углубиться в тему, я считаю не менее интересную, физических движков (Physics Engine). Сегодня, согласно опубликованным данным западного журнала Game Developer, самым популярным, среди разработчиков, является движок nVidia PhysX, он занимает 26,8% рынка. За ним идет Havok, 22.7% рынка. Третье место - Bullet Physics Library, 10.3%, четвертое - Open Dynamics Engine, 4.1%.
Вдаваться в подробности и писать кучу теории не вижу смысла на таком игровом портале как Gamer.ru :) да и кому интересно, в интернете полно теории, я же постараюсь привести только интересную информацию с примерами. Итак, начнем разбор полетов.
Свободно распространяемые движки, с них и начнем.
Самый популярный среди свободных:
Bullet Physics Library
Написал его Эрвин Куманс, ранее этот человек работал над движком Havok. Сам движок использовали во многих играх, в частности многопользовательская игра Free Realms, Trials HD - которая является Xbox 360 эксклюзивом. Также движок использовали в некоторых сценах фильма 2012. Движок является кроссплатформенным.
Open Dynamics Engine (ODE)
Второй по популярности среди свободных игровых движков. Его разработка была начата в 2001 году. Движок является кроссплатформенным.
Движок используют такие известные игры как: Toribash, BloodRayne 2, Call of Juarez, S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля и S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо, Xpand Rally.
Это были два самых популярных свободных физических движка. Теперь переберемся к проприетарным движкам. Что такое проприетарное ПО? Это запатентованное ПО, иными словами частная собственность. Начну, пожалуй, с самого некогда популярного движка:
Havok
Разработан ирландской компанией Havok. Первая версия продукта была разработана в 2000 году. В 2008 году движок получил премию Эмми в номинации лучший физический движок. В октября 2009 года компания Ubisoft подписала соглашение с компанией Havok, согласно которому их движок будет использоваться в играх, разрабатываемых Ubisoft, на протяжении многих лет. На данном этапе компания Havok входит в состав корпорации Intel. Havok будет использован в такой ожидаемой игре как Diablo III. Движок является мультиплатформенным.
Список игр, которые используют движок довольно внушителен, приведу только известные игры:
Assassin's Creed, BioShock, Diablo III, Fallout 3, Half-Life 2: The Orange Box, серия игр Halo, Kane & Lynch: Dead Men, Left 4 Dead
PhysX
Основной конкурент движку Havok. Первоначально разрабатывался компанией Ageia и назывался NovodeX. Позже компания Nvidia приобрела Ageia. Единственный в мире физический движок, имеющий аппаратную поддержку. На данный момент PhysX занимает первое место по популярности среди физических движков. Движок является мультиплатформенным.
Список игр, которые используют движок, приведу только известные:
Age of Empires, Batman: Arkham Asylum, Brothers in Arms: Hell's Highway, Gears Of War (1,2), Gothic 3, Heavy Rain, Mass Effect, Metro 2033: The Last Refuge, серия игр Tom Clancy's, все игры на движке Unreal Engine 3 (кроме - Stranglehold и Bioshock).
Так же хочется отметить еще два движка — Meqon и Ipion Virtual Physics. О них коротко, ибо они как самостоятельный продукт просуществовали очень мало, Meqon Game Dynamics был куплен компанией Ageia, а Ipion Virtual Physics компанией Havok. Запомнились эти два движка вот чем: Meqon — должен был использоваться в долгострое игровой индустрии Duke Nukem Forever.
Ipion - использовался в бенчмарке - 3DMark 2001 SE, там присутствовало два игровых теста для тестирования игровой физике, тесты использовали движок Ipion.
Karma
Разработанный компанией MathEngine. Долгое время Karma являлась конкурентом другого популярного физического движка — Havok. Движок был лицензирован компанией Epic Games для использования в игровом движке для Unreal второго поколения. Позже движок исчез, т. к. он лег в основу нового физ.движка - RenderWare Physics (компонент игрового движка RenderWare о котором Вы так же можете прочесть из моей статьи про движки тут). Сегодня каждый желающий может опробовать функции движка Karma, использовав редактор UnrealEd.
Список игр, которые успели использовать движок:
Unreal II: The Awakening, Unreal Championship, Unreal Tournament 2003, Unreal Tournament 2004, Postal 2, Brothers in Arms: Road to Hill 30, Red Orchestra.
Вот и все физические движки на которые стоит обратить внимание, не так много как игровых, правда? :) Хотелось бы вспомнить еще один элемент в игровой физике который так же как и эти движки внес свой вклад в игровую индустрию и так же входит в состав многих движков.
Ragdoll
Ни что иное как процедурная анимация. Дело в том что раньше игры использовали заранее подготовленную анимацию для отображения смерти персонажей, вот тряпичная кукла вошла в индустрию изменить положение. Кстати термин тряпичная кукла появился из-за некорректной работы системы сочленений. Некоторые суставы моделей имели малую жесткость, что заставляло ее падать словно тряпичная кукла, часто вызывая смехотворные эффекты.
Первой игрой, использовавшей физику ragdoll, стала игра - Jurassic Park: Trespasser.
Игра сама по себе получила очень много негативных отзывов, но была первопроходцем. Сейчас Ragdoll используется не только для отображения смертей, с применением технологии сейчас делаются и гоночные симуляторы и файтинги.
Использование новейших технологий, основанных на ragdoll-анимации, можно увидеть в таких играх, как Grand Theft Auto IV, Indiana Jones and the Staff of Kings и Star Wars: The Force Unleashed. Кстати именно в этих играх используется последнее слово ragdoll-анимации — NaturalMotion (euphoria).
В конце своей статьи хотелось бы привести пример развития воды в играх. Для физических движков всех поколений вода — одна из самых сложных областей. Кстати, в 2010 году исполняется 28 лет с момента появления воды в играх, приурочим эту статью к дню рождения воды :)
1982 Flight Simulator
1987 Pirates
1987 California Games
1991 Micro Machines
1994 Comanche Maximum Overkill
1996 Tomb Raider
1996 Soul Blade
1996 Wave Race
1998 Forsaken
1998 Unreal
1998 Anno 1602
1998 Half-Life
1999 Expendable
2001 Splashdown
2002 Comanche 4
2002 Morrowind
2003 Aquamark
2003 Anno 1503
2004 Far Cry
2004 Half-Life 2
2006 Anno 1701
2006 Oblivion
2007 Bioshock
2007 Uncharted Drake Fortune
2007 Flight Sim X
2007 Crysis
2007 Silent Hunter 4
2007 Lair
Морской охотник DX 10 Demo
Пираты XXI века
Hydrophobia
---------------------------------------------------------------------------------------------
Автор: Stringer
Используемые ресурсы: www.wikipedia.org, www.google.ru, www.gdmag.com, www.ign.com
Специально для Gamer.ru